СпортАвиаСервис\Статьи\Учебно-познавательные\Полеты в динамике.
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

Полеты в динамике.

 

 

Полеты в динамике - самый легкий и доступный вид парения. Пройдя начальный курс обучения, пилот вполне может приступать к парящим полетам. Однако, не все так просто, как кажется некоторым. Мы решили собрать все, что нужно знать для парения в динамике в одной статье, начиная с оценки местности и погоды, и кончая правилами расхождения.

Все нижесказанное относится к равнинной и слабо пересеченной местности (в горах будет все по другому).

Что такое динамик

Ветер вблизи поверхности огибает все ее неровности. Если на пути ветра, перпендикулярно его направлению, располагается гребень, то с наветренной стороны приземные слои воздуха направляются вверх, а с подветренной - вниз, создавая завихрения. Давайте проследим за одной линией обтекающего потока. В точках А и В скорость снижения параплана больше вертикальной составляющей ветра, т.е. скорости восходящего потока. В точке Б скорость снижения параплана меньше скорости восходящего потока и что и создает условия для парения.

На определенной высоте и расстоянии от склона подъемная сила достигает максимума, а затем по мере удаления от холма убывает до нуля. Цель пилота удержаться в зоне максимального подъема.

Однако, прежде чем парить, неплохо бы знать где и когда создаются возможности для успешного парения.

Оценка местности

Найти идеальное место для полетов является трудной задачей. Нередко приходится изучить ни один холмистый участок, прежде чем найти подходящий склон. Место, благоприятное для полетов должно удовлетворять следующим условиям:
  • достаточная высота и крутизна холма
  • безопасность полетов
  • хорошее место для старта
  • безопасное место для посадки
  • возможность парить в динамике
  • возможность полетов при различных направлениях ветра

Форма холма

Высота. Хорошие условия для полетов создаются у холмов высотой не менее 25 метров Высотой холма определяется в первую очередь не сила восходящего потока, а размеры зоны парения - чем выше холм, тем больше размеры, в том числе и высота зоны парения. При благоприятных условиях высота зоны парения может превосходить высоту склонов в 2-3 раза.
Крутизна. Чем больше крутизна холма, тем сильнее восходящий поток, а значит, и подъемная сила. Крутизна должна быть не менее 15 градусов (отношение высоты к протяженности 1/3).
Ширина склона - чем больше его ширина, т.е. чем длиннее его сторона, обращенная к ветру, тем шире зона парения.
Профиль. Если наветренная сторона горы имеет в плане вогнутую форму, то образуется благоприятная зона парения, малочувствительная к небольшим изменениям направления ветра. Небольшую круглую, конусообразную гору ветер обходит. В высоких конических горах конического происхождения создается узкая зона парения при любых направлениях ветра.

подковообразный склон

конусообразная гора

гора вулканического происхождения

подковообразный склон

конусообразная гора

гора вулканического
происхождения

Поверхность склона. Нужно обратить внимание на расщелины на поверхности холма, вымоины, канавы, ухудшающие условия образования зоны парения.

Месторасположение

С точки зрения безопасности и для хороших парящих полетов очень важно, что находится перед склоном. Идеальным является склон, одиноко возвышающийся посреди огромного поля. Если перед склоном расположены холмы, дома, деревья, восходящий поток будет порывистым и неровным. Зоны парения не образуется и полеты станут крайне опасными, если гора расположена на подветренной стороне другой возвышенности.

Оценка погодных условий

1. Сила ветра

Оптимальная скорость параплана составляет 28-35 км/ч. С этими скоростями обычно летают вблизи склона в динамике. Поэтому ветер сильнее 8 м/с считается сильным и не пригодным для полетов.
Восходящий поток нужной для парения силы образуется при ветре не менее 3 м/с. (При условии, что ветер дует перпендикулярно склону)

Шкала силы ветра

Название Скорость ветра Признаки
  м/с км/ч
Штиль 0-0.2 0 Полный штиль, дым поднимается вертикально
Тихий 0.3-1.5 1-5 Ветер еле ощутим, дым слабо колеблется
Легкий ветер 1,6-3,3 6-11 Ветер колышет листья деревьев
Слабый ветер 3,4-5,4 12-19 Сильно колышутся листья деревьев, волнения на воде, ветер развевает флаги
Умеренный ветер 5,5-7,9 20-28 Колышутся тонкие ветки деревьев
Свежий ветер 8-10,7 29-38 Качаются ветви, в водоемах движется вода
Сильный ветер 10,8-13,8 39-49 Качаются толстые ветви деревьев, шумит лес
Очень сильный ветер 13,9-17,1 50-61 Гнутся тонкие стволы деревьев, ломаются большие ветви
Штормовой ветер 17,2-20,7 62-74 Гнутся толстые стволы, ломаются большие сучья
Шторм 20,8-22,4 75-88 Шторм ломает слабые деревья, сносит с крыш черепицу
Сильный шторм 24,5-28,4 89-102
Ураганный ветер свыше 32,7 свыше 118 Ветер разрушает здания, валит лес, возможны человеческие жертвы
Ураган 28,5-32,6 103-117
 

2. Изменение силы ветра.

Скорость движения воздушных слоев над поверхностью земли изменяется: трение о поверхность тормозит приземные слои. Эффект торможения зависит от степени неровности поверхности.

Кроме того, существует эффект увеличения скорости воздушного потока над вершиной холма. Над вершиной происходит сужение воздушного потока со стороны холма и , как следствие, увеличение его скорости (закон Бернулли). Эти два эффекта надо учитывать при планировании полета в динамике и при заходе на посадку.

Так же учитывайте, что в провалах, расчленяющих склон (резкое понижение рельефа), воздушный поток ускоряется, а подъемная сила уменьшается. Остерегайтесь таких мест.

3. Направление ветра.

Подъемная сила ветра уменьшается по мере отклонения его от перпендикулярного к склону. Чем круче склон, тем более он чувствителен к таким изменениям. Кроме того, на сложном рельефе (например, склон подковообразной формы), изменения ветра даже на 10 градусов может вызвать сильную турбулентность. 

Питерским пилотам, летающим в Можайке, надо обратить внимание на полеты на северо-восточном склоне. Даже при небольшом отклонении ветра к северу, юго-восточный склон создает мощную турбулентность, и полеты становятся очень опасными.

4. Термичка

Термальные полеты - это вершина парапланерного спорта. Однако, на небольших склонах, термичка может представлять серьезную опасность. Термик пригоден для обработки (набора высоты) начиная с 50 метров от земли (обычно выше). На малой высоте термичка создает сильную турбулентность, вызывает внезапные сильные порывы ветра. На практике на небольших склонах (ок.30 метров) полеты в термичку возможны при ветре не более 5 м/с. В период солнечной активности обучение сильно затруднено

Кроме того, существует эффект увеличения скорости воздушного потока над вершиной холма. Над вершиной происходит сужение воздушного потока со стороны холма и , как следствие, увеличение его скорости (закон Бернулли). Эти два эффекта надо учитывать при планировании полета в динамике и при заходе на посадку.

Так же учитывайте, что в провалах, расчленяющих склон (резкое понижение рельефа), воздушный поток ускоряется, а подъемная сила уменьшается. Остерегайтесь таких мест.

Как удержаться в динамике

В одних и тех же условиях на одном склоне пилоты, использующие парапланы одного типа, летают по-разному: одни парят высоко над хребтом, другие борются за то, чтобы хоть как нибудь остаться в воздухе. Вот некоторые типовые ошибки, которые могут привести к срыву успешно начатого парения.
  1. После старта пилот слишком поздно поворачивает в сторону склона и "вываливается" из зоны парения. Следует быть осторожным также и со слишком ранним разворотом, особенно в сильный ветер - вас может сдуть за гору.
  2. Неопытный пилот может бояться разворачивать аппарат в сторону склона и уже после третьего-четвертого галса выходит из зоны парения. Однако, если вы не уверены в себе, лучше поостеречься доворотов в склон, особенно в сильный ветер.
  3. Выберите оптимальную зону парения для данной силы ветра. В слабый ветер лучше летать почти над самым перегибом, а в сильный, во избежание сдутия, спереди.
  4. Выполнение поворотов всегда сопровождается потерей высоты, поэтому желательно летать с наименьшим числом разворотов. Так же надо пытаться поворачивать во время набора высоты, это позволит вам совсем не терять высоту при развороте
  5. Бывает, что пилот летает либо слишком быстро, боясь сваливания, либо сильно тормозит купол и летит на скорости даже меньшей, чем скорость минимального снижения. Скорость максимального качества достигается поджатием клевант на 10-20%, а скорость минимального снижения - на 40-50%. Летайте на этих скоростях. В любом случае внимательно изучите паспорт вашего аппарата, обратите внимание на диапазон скоростей, на возможность использования акселератора и триммеров.
  6. Всегда следите за направлением ветра по флюгерам -"колдунчикам". При смене направления ветра, возможно, нужно перейти в соседнюю зону парения.
  7. При перелете через долину или провалы в склоне сначала следует уйти вперед против ветра до границы зоны парения, а затем, наметив направление, совершить перелет со сносом боковым ветром в соседнюю зону парения.

Если на вершине горы имеется место, подходящее для посадки, можно попытаться сесть на него. Не пытайтесь делать это не имея достаточного опыта полетов в динамике

Правила расхождения

  1. Правило правой руки. Если курсы двух парапланов пересекаются, то преимущество имеет тот, кто летит справа, а тот кто слева должен уступить ему дорогу и, сделав поворот вправо, беспрепятственно разойтись с ним.

  2. Выдерживайте безопасное расстояние. Лучше всего не приближаться к другому параплану на расстояние меньше 30 метров. Ответственность за выдерживание безопасного расстояния по высоте несет пилот, летящий выше, т.к. у нижнего пилота видимость ограничена куполом.
  3. Двигайтесь по маятнику. По внутреннему курсу маятника следует двигаться так, чтобы склон был с правой стороны.
    Маятник
  4. Запрещается обгон по внутреннему курсу. Если такой обгон становится неизбежен, то, поворачивая влево, нужно перейти на внешний курс, не мешая, по возможности, двигающимся по нему аппаратам. В этой ситуации пилоты, находящиеся на внешнем курсе, должны отвернуть вправо, уступая дорогу переходящему сюда параплану.
  5. Начинать разворот с внешнего курса разрешается лишь тогда, когда аппарат, выполняющий разворот до вас, повернулся не более чем на 90 градусов. В этой ситуации поверните вправо. Однако, из корректности, впереди идущий параплан может перейти в более пологий разворот, освобождая вам путь.
  6. Перед поворотом обязательно посмотрите назад, что бы избежать столкновения.

При написании статьи использовалась книга Мартона Ордоди "Дельтапланеризм".