СпортАвиаСервис\Статьи\Впечатления от поездок\Дагестан, май 2006
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

ДАГЕСТАН ПАРАПЛАНЕТАРНЫЙ

часть 1 , часть 2 , часть 3

Уж как меня уговаривали не ехать! Как ты не понимаешь, там же война! И вообще, Дагестан - это почти заграница. Все-таки едешь? Напрасно, напрасно. Не знаю, что и сказать. Никогда не разговаривай там с неизвестными. Видишь машину с тонированными стеклами - обойди по соседней улице. В таких машинах пленников в горы увозят. И все-таки едешь?

В общем, хорошо у нас пропаганда поставлена. Раньше хоть "кольцо врагов" было где-то вовне, а теперь и не поймешь, кого люди больше боятся. Но, так или иначе, пропаганда питерского "СпортАвиаСервиса" (склоны под все ветра и все уровни пилота-парапланериста, 7-8 часов налета за поездку!) оказалась сильнее. И я поехал.

На что я целился и что планировал, собираясь? Что знал о Дагестане, в котором раньше не бывал? О чем, в конце концов, намерен в этих записках поведать? Вот на завершающий вопрос ответить легче всего: читайте. А там уж - судите, как у меня вышло. Будем считать, что это просто путевые заметки и субъективный рассказ пилота - недавнего чайника о новых для него местах. Хорошо и очень полезно было бы дать (по итогам моей поездки) описание тамошних гор на предмет их пригодности к проведению полетов - но я на такую задачу не замахиваюсь. Не хватит квалификации. Впрочем, расскажу не только о полетах, впечатлений хватало и на земле. И кое-какие из них, наверно, достойны упоминания. Хотя тут я вынужден буду соблюдать краткость: "Первым делом, первым делом" - известно что! Короче говоря, считайте нижеследующее просто записками путешественника с парапланом. В вольном формате.

Итак, приступим. В поезде особых приключений не было. Было много разговоров о том, о сем. Как обычно. Много спрашивали о моем багаже. Что это, парашют? Он летает? Вот так прямо и полетишь? Говорили и о Кавказе, конечно. Много чего говорили...

Первый сюрприз преподнес мой самодельный вариометр. Собственно, это был не сюрприз, я это предвидел, только забыл. Да и вообще с этим вариометром было связано много переживаний - от того, успею ли я его доделать, и до того, не слишком ли он похож на дистанционный взрыватель (в американских фильмах они, кажется, такие - черная коробочка с кнопками и дисплеем). Но с этим как-то обошлось. А вот где-то на нижней Волге... Дело в том, что я не предусмотрел в программе обработку отрицательных высот, а Каспийское море, как известно, лежит на отметке "-27 м". И вот примерно в районе Баскунчака, при переходе давления через 760 мм.рт.ст., в поле "абсолютная высота" началось... Я и не подозревал, что приличный с виду знакогенератор такие выражения знает! Но это практических последствий не имело. Летали - выше.

Дагестан встретил дождем. И еще - названиями, вызывающими невнятные тревожные ассоциации. Точно и не вспомнишь, в каком контексте их слышал, но звучат, как сводки с фронта. Кизляр, Кизилюрт... А вот и Махачкала. Дождь все продолжается. Сразу за путями Каспий гонит на берег серые волны, неприветливый какой-то. Меня встречает Марсель, местный парапланерист. Огромное ему спасибо, взял на себя организацию приема двух групп (московской и питерской), и не просто "организацию", а... Ну это будет видно из дальнейшего.

Picture01.jpgВскоре подходит московский поезд. В нем - Аня из питерской группы, и в этом же вагоне - москвичи, группа от "Топ-Навигатора". В пути уже познакомились, что немудрено. Специфический багаж выдает нашего брата. Марсель организует микроавтобус, грузимся и едем в город Избербаш, место нашей дислокации. Это - примерно 50 километров на юг по трассе Ростов-Баку. По пути любуемся на гору Пушкин-тау и на увековеченный там природой профиль Александра Сергеича.

В Избербаше будем селиться в пансионат "Прибой". Пансионат - на ремонте, мы одни в трехэтажном корпусе. Условия... в общем, нормальные условия. Из неудобств только вода в кранах. То ли она горячая, то ли холодная (ни туда ни туда не годится). И жесткости такой, что пользоваться мылом практически невозможно. Так что со стиркой были некоторые проблемы. Но это все - мелочи. С кормежкой, кстати, питерская группа потом договорилась тут же, в столовой пансионата. Все по этой части было замечательно.

Разобрав вещи и пообедав в кафешке, едем - куда? Конечно же, летать! Под северо-восточный ветер Марсель рекомендует мыс Бурун, это недалеко. Погода, кажется, налаживается потихоньку - дождь перестал. А Марсель едет встречать питерцев, они прибывают самолетом.

Picture02.jpgPicture03.jpgБурун. Крутой берег с полоской пляжа внизу. Первый полет в этих краях! Раскладываюсь, проверяюсь, пристегиваюсь, оцениваю ветер (слабоват что-то!). Оцениваю свою готовность к старту - как я там, после межсезонья? ...Готов! Вывод аппарата прямым стартом, разбег... Лечу! Склон резко уходит из-под ног, подо мной - море. До самого горизонта! Не буду описывать ощущение полета. Вероятно, читатель в курсе. А если не в курсе - помочь тут я все равно не смогу.

Впрочем, здесь сегодня толком не держит, ветер действительно слаб. Посадка внизу на пляж оказывается не так проста. Один раз, прокиснув на крайнем развороте, я имел реальную возможность искупаться в море (хоть там и по колено) - не хватило зоны динамика. Сел у самой кромки воды. Так что, поразмяв конечности и аппараты (начало положено!), возвращаемся в "Прибой". А там как раз подъехали питерцы. К коим я, собственно, и приписан.

Picture04.jpgЗнакомлюсь с инструкторами - Русланом Хохлачевым и Екатериной Пипиной (автором известной серии запасок). Ну и с остальными знакомлюсь, пока совсем бегло. Народ селится, определяется с номерами. Эх, всегда бы так - выбираешь приглянувшуюся дверь, открываешь, занимаешь! Едем ужинать. Узнаем, что такое хинкал.

Утро первого мая начинается с местного базара. Всего много, все вкусно... Запасаемся на летный день - обедать мы всегда будем "в поле". Конечно, заглядываемся на гору Пушкин-тау, нам после базара - туда. Гору прекрасно видно, она почти вплотную к городу, по ту сторону трассы.

Picture05.jpgПервые впечатления о людях? Сразу скажу: доброжелательность к нам, приезжим, совершенно непривычная. И в ее искренности мы ни разу впоследствии не усомнились. Одежда, нравы и прочее? Тут можно долго рассказывать. Молодежь одета и ведет себя почти "по-европейски". Старшее поколение несколько более "традиционно". Речь почти везде - русская. Неудивительно: даргинцы, аварцы, лезгины, азербайджанцы, лакцы и пр. и пр. и пр. только по-русски понимают друг друга.

Милиция держит себя более официально и строго. Ну что ж, им так положено. Рации на всякий случай прячем. Впрочем, и с милицией можно поговорить нормально. Особенно - когда нас над городом уже видели. "Ааа, так это вы там прыгали? Ну и как вам у нас?"

С базара - на гору. Все любуются видом: у подножия горы за полем - Избербаш, очень симпатичный и сверху, дальше в легкой дымке угадывается море. Слева направо бежит лента трассы "Кавказ", люди куда-то едут - автобусы, фуры дальнобойщиков, легковушки... Группа разбирает аппараты, переодевается. Пожалуй, если честно, то знакомиться с народом я начал только здесь. Назову тех, кто "сразу на виду". Руслан - первый и основной организатор, инструктор, первый на разведке погоды. Всегда в комбинезоне с символикой клуба. Катя в воздух поднимается реже, но инструкторских хлопот у нее никак не меньше. Вадим, Андрей - помощники инструктора. На полетах почти всегда - тоже в синих комбинезонах. Максим из "неинструкторского" круга летает, пожалуй, лучше всех. Аня, несмотря на небольшой и чисто лебедочный налет, тоже уверенно работает в динамике. Уверенно и как-то изящно, что ли. Проходишь рядом с ней встречным курсом - шлем, темные очки и загадочная улыбка - и вот уже сам улыбаешься.

Picture06.jpgPicture07.jpgИзвините, ребята - всех не упомянул. Я с людьми схожусь небыстро, а свободного времени на горе мало, когда погода летная. Вот Руслан уже взлетает на разведку и делает пару галсов. Пилоты, брифинг!

Задача - полеты в динамике. Будьте внимательны, место незнакомое, внизу две ЛЭП... и т.д. Летят пока не все! Только те, кому позволяет уровень техники. Не без трепета вывожу купол под строгими очами Руслана. "Лети, у тебя нормальная техника!" Лечу. Первый полет был не слишком удачным, я быстро просел (динамик хоть и широкий, но норов свой имеет). Зато потом сориентировался и вошел во вкус.

Picture08.jpgPicture09.jpgГора Пушкин-тау действительно хороша для обучения. Высокий и длинный склон, хочется назвать его "роскошным" или "величественным". Впрочем, при всей своей простоте она все же требует вменяемого маневрирования и для первоначального обучения не подходит. Внизу, как уже сказано, висят провода двух высоковольток. Штатная посадка - между ними. Сам склон довольно крут (к северу от старта - даже отвесная стенка), на нем часто попадаются крупные валуны. Садиться на склон или у его подножия (до первой ЛЭП) как-то не хочется. Царапаясь в динамике до последнего, я однажды там сел, выбрав пятачок без камней. Повторять не советую. Мне-то показалось, что все в пределах нормы, но вот наблюдавшие за посадкой сверху - те понервничали.

Ну а движение на трассе "Кавказ" иногда замирает. Это - когда мы в воздухе. Автобус (или фура, или иномарка) вдруг останавливается у обочины, люди выходят и стоят просто так. Задранных в небо голов нам с такого расстояния не видно.

Picture10.jpgВторое мая - с утра опять слабенький дождь. Едем на гору, присматриваемся к тучам над морем. Гадаем-колдуем. Вроде, раздуло? Нет дождя? Руслан взлетает, вскоре садится. Взлетаю и я. Обнаруживаю, что в полете дождь куда заметней, чем на земле. К тому же - неважная видимость. Зря я намочил одежду и аппарат... Вечером на базе буду долго думать, как его сушить. С этим, впрочем, все решилось. Озадачив администрацию выводом купола прямо во дворе ("вот так вы и летаете?"), я потом разложился в пустующем фойе корпуса. Народу-то нет. А после обеда, отчаявшись дождаться приличной погоды, мы поехали на экскурсию в Дербент. О Дербенте можно долго рассказывать, но не буду отвлекаться от летной темы. Конечно, побывать там стоило.

Третьего снова были полеты на Пушке (Пушкин-тау). Это был самый летный день за всю поездку, пусть и не самый интересный. Дуло свежо и ровно. Освоившись в динамике и установив неформальные правила расхождения со всеми (формальные все, конечно, знали, но тут надо было приноровиться к публике) я, как и другие, начал заниматься всем помаленьку. Подрегулировал в воздухе подвеску, попробовал аксель, начал потихоньку ловить термические пузырики. Ну не было у меня еще такого: летишь и спокойно сознаешь, что тебя будет держать и через минуту, и через пять, и через десять. А ближайший разворот можно планировать во-он там! Ветер спокойно позволял заходить и садиться наверху. Лафа!

В этот день была интересная встреча. Имевшая, как говорят в таких случаях, важные последствия для дальнейшего. Подъехал к нам внизу на приличном автомобиле этакий... скажем, колоритный мужчина солидных лет. Вот он, в центре, хотя по хронологии фоток я сильно забегаю вперед. Справа в розовом комбинезоне - Марсель. Чем это они заняты? Погодите, дойдем.

Начал он задавать вопросы. Много и подробно. Сначала мы как-то насторожились. Не заговаривайте с неизвестными, еще классик велел! Потом представился: такой-то. Бывший министр спорта республики, сейчас в частных проектах. А что за проекты?

Вот тут-то все и началось. На горе Чиндирчеро строится горнолыжная база, вдохновитель проекта - президент компании такой-то, стоимость - (прозвучала кругленькая цифра). В чем наш интерес? Мы, говорит, хотим, чтоб к нам ездили круглый год. Вот с вас, парапланеристов, можно и начать... Будет база для всей России. Приезжайте, летайте, тренируйтесь.

...Разговор был долгий и интересный. Дядька вызвал общую симпатию. Но когда он пригласил всех в горы, все ж переглянулись. Условия, конечно, соблазняли. Нас везут бесплатно, селят там на сколько захотим, обеспечивают полеты. Лишь бы мы примерились, лишь бы ступила там наша парапланерная нога - а дальше дело пойдет.

Я рискнул задеть беспокоящую всех тему: "Понимаете, все бы хорошо, но из материковой России к вам пока боятся ехать". Да, и это понимает. Ну что ж... Чем раньше начнут ездить, тем меньше будут бояться потом. Рассказал на эту тему историю, как он возил туда помощников Фетисова, главы Госкомспорта. (Замечательная история - жаль, принятый мной "формат изложения" опять велит мне не отвлекаться.)

Ну вы, говорит, думайте, а мы вас ждем и начинаем подготовку. С тем и расстались.

Вечером, конечно, было много разговоров об этом предложении. Наши водители всячески убеждали нас поддержать хорошее дело. О водителях, вообще-то, надо сказать особо. Нас возили Магомет и Ибрагим, москвичей возил Абдулла. Один другого колоритнее. Впрочем, нет. Магомет всех сделает по всяческой колоритности. Уж не знаю, выбирал Марсель именно таких, или тут других нет - но нам явно повезло. От всей души люди старались нам показать побольше и обеспечить нас всем, что от них зависело. Где машина не пройдет - кажется, на руках бы нас понесли. Вот - любят люди свой край. Учитесь, русские патриоты!

Picture12.jpgВ центре Магомет играет на дудочке, левее улыбается Ибрагим. Справа в светлой куртке - Абдулла.

На следующий день ветер был сильный и косой. Поехали на Пушку же. Попробовали подержаться в динамике. Кто как, а я не удержался. Впрочем, скоро ко мне вниз сели, кажется, все взлетевшие. А к следующему старту ветер дул уже практически вдоль склона. И еще усилился. Ну что ж, тренироваться надо в любых условиях. Задача - посадка в цель. Но на старте (это Руслан) будьте внимательны.

Поднимаю купол, боком подбегаю к краю склона, борясь со сложениями (от гребня склона довольно неприятно турбулит), и ухожу на цель. Смещаюсь по ветру, чтоб ловчее было заходить, разворачиваюсь, и ... повисаю на месте левым ухом к склону. На балансировочной скорости. Вот такой ветер напал на наш остров! Аксель давить я что-то постеснялся. Сел без проблем, по-вертолетному. От цели метрах в 50. Руслан, видевший это безобразие сверху, полеты закрыл.

Picture13.jpgСобираемся. Едем на Бурун, там, вроде, должно дуть потише и попрямее. По пути встречаем (кого? правильно!) Марселя. Сегодня на базе соревнования по стрельбе среди пилотов!

А на Буруне сегодня держит хорошо. Без аппаратов.

 

Picture14.jpgPicture15.jpgО том, чтобы доставать из мешка 30 квадратов ткани и к ней пристегиваться, даже думать страшно. Дует хар-р-рашо за десятку! Что ж - для пикника нелетная погода не помеха.

 

Ну а вечером, как сказано, на базе была стрельба из Марселевой "духовки". Победили питерцы!

Picture17.jpg Picture16.jpg Picture18.jpg

Пятое. Опять с погодой непонятно. Низкая облачность. Решили-таки поехать на перевал Мекеги-Леваши. С надеждой, что если облачность у земли, то на 1600 ее уже нет. Увы... Отходить от машины дальше 50 метров просто боязно. Ну нет кругом ничего! Связываемся с Марселем: как погода в Махачкале? Нормальная, дует под Бархан. Приезжайте. Что ж, снова по машинам.

Едем, вертим головами. Тут, в долине, видимость приличная. Вдоль дороги тянутся ничем не занятые земли со следами хозяйственной деятельности. Какие-то палки, покосившиеся заборы... Картина в целом для этих мест нетипичная. Мы уже успели заметить, люди здесь - работящие, земле пропадать не дадут. Что же так? - спрашиваем нашего водителя и проводника. Магомет вздыхает.
-Да, до развала Союза здесь виноградники были - до горизонта.
-А что же потом? Не вписались в рынок?
-Гор-ба-чев... (все на одном безнадежном выдохе).

 

часть 1 , часть 2 , часть 3

.